Внезапный Байкал или «и так сойдёт»

26 февраля — 3 марта 2018 года группа крайне безответственных личностей совершила велопоход по льду Байкала и хочет поделиться опытом. Отчёт в основном содержит примеры того, как не надо делать, но и несколько полезных практических советов тоже присутствует. Состав команды:

я — организатор и идейный вдохновитель. Руководитель у нас отсутствовал, вследствие чего царила полная анархия.
Дима, мой тогда ещё будущий муж и по совместительству реммастер
Таня, завхоз
Юля, финансист, дочь прекрасной женщины, оказавшей нам неоценимую помощь в день отъезда
Антон, штурман

Для всех участников это был первый в жизни длительный зимний поход и первый самостоятельно организованный поход. А также первый выезд восточнее Урала, первый опыт использования зимних велосипедных шин и много чего ещё первого. И да, первый блин комом, но при этом не менее вкусный:)

Начало

Сижу я тихо-мирно за компом, никого не трогаю, как вдруг всплывает у меня реклама коммерческого похода на коньках по льду Байкала. По льду? Да ещё и на коньках. А что так можно было? Я мгновенно забыла обо всём и следующие несколько дней провела, выискивая информацию обо всём этом деле. В результате было понято следующее:

- в конце февраля-начале марта вокруг острова Ольхон создаются благоприятные условия для наличия чистого ровного льда, по которому действительно можно проехать на коньках;

- раз можно на коньках, то на великах тем более!

Итак, решено: едем в велопоход! Я тут же начала собираться, хотя на дворе стоял октябрь, и до похода оставалось почти полгода. Потенциальные участники пока даже не знали, насколько они потенциальные, а я уже составила подробный план поездки, купила шипованные шины и кучу тёплой одежды. В общем к концу ноября было готово всё, кроме билетов. Мы, конечно же, хотели лететь на самолёте, но в силу природного разгильдяйства и общей несознательности пропустили распродажу, и цена на билеты выросла в 2 раза. Оставалось ехать на поезде. Ради этого пришлось увеличить время похода на один день, чтобы его длительность хотя бы сравнялась с длительностью дороги, а то обидно как-то.  

Билеты на поезд были куплены, как только появились в продаже, за 45 дней. Примерно к этому времени было подготовлено всё снаряжение.  

А потом почему-то время начало идти всё быстрее и быстрее и чуть было совсем не кончилось.

За 3 недели до похода я осознала, что надо бы провести проверку снаряжения, и назначила её на ближайшие выходные. Естественно, никто не собрался. Впрочем, правильно сделали. За те два дня выпала месячная норма осадков, так что мы на лыжах ползли по колено в снегу. Смогли доползти до ближайшей помойки, забрать оттуда маленького замёрзшего орущего котёнка и поспешили обратно, пока наши следы не замело. Теперь это здоровенный орущий кот Костя. Он добавил нам ещё немного забот о том, куда его пристроить на время похода.

кот Костя

За неделю до похода я сообщила о нём научнику. Кое-кто поступил умнее и «заболел» на время похода, ну а я всю неделю безвылазно провела в лабе и ещё должна была прийти туда утром перед поездом. Всё это время меня не покидало ощущение полнейшей спонтанности и безрассудности всего мероприятия, хотя готовится я начала за полгода.

Меня уже не удивило, когда закупка еды внезапно растянулась на два дня, а паковка и сбор рюкзаков происходили в ночь перед отъездом. Утром перед поездом я ушла работать, а вернувшись обнаружила Юлю и Антона в окружении огромной кучи вещей. Но оказалось, что скоро приедет юлина мама и довезёт всё это до вокзала на машине. Это было просто невероятно чудесно, т. к. с рюкзаками у нас точно не было шансов. Мы выехали за час с небольшим до поезда, упустили трамвай и пошли штурмовать метро. Проникнуть в метро нам удалось, сняв переднее колесо.

В предвкушении неизбежного

На вокзал мы приехали к началу посадки в поезд и ещё немного подождали Таню. В несколько заходов переместились с вещами на перрон и начали перед дверью вагона запаковывать велики в пищевую плёнку и скотч.  

На вокзале
Ещё немного вещей

Скотч отказывался держаться, нам пытались помогать другие пассажиры, паника нарастала. В этот момент проводница спросила, есть ли у нас билеты на велосипеды. А надо сказать, что правила мы читали и знали, что билет не нужен, если велосипед вписывается в необходимые размеры. Конечно, нам не удавалось сейчас достаточно хорошо их разобрать и вписать в эти размеры, поэтому мы с Антоном побежали в кассу за билетами. 7 минут до отправления, очередь ни в одно окошко не движется. Побежали обратно и обнаружили отсутствие на платформе великов, рюкзаков и участников. Нашлось всё это в тамбуре, в беспорядочной куче, вперемешку со скотчем и плёнкой. Оказалось, на проводницу подействовало то, что мы едем аж до Иркутска, и она разрешила заносить. Даже билеты в суматохе не проверила:) Только освободить тамбур надо было к следующей станции, т. е. за 3 часа. Ну с этим мы справились, а вот с размещением великов в вагоне нас снова ждал сюрприз. Оказывается нельзя класть велик поперёк полок, чтоб он держался сразу на двух, а можно только вдоль. Почему? А так положено. Вдоль 4 велика никак не вместить, только 2, и то если колёса меньше 27-х. Пришлось 2 лишних велика на следующей станции перетаскивать в багажный вагон. Колёса надо заматывать получше: шипы рвут плёнку и царапают всё вокруг. Проводница и начальница поезда негодовали, боялись проверяющих и поначалу давали противоположные указания. Потом всё-таки договорились, что на ближайшей станции нам надо взять два билета в багажный вагон и три на велосипеды в вагоне по цене излишнего веса багажа в 10 кг. В это время начал проявлять себя один из наших соседей — здоровенный пьяный мужик в абсолютно неадекватном состоянии. Юля с Антоном побежали в кассу в Ярославле, всё взяли, но оказалось, что на билетах не написано слово «велосипед», поэтому они не подходят. Сказали на следующей станции поменять их. А там мы узнали, что нельзя поменять билет на поезд, который  уже в пути. Обнаружилось, что буйный сосед отстал от поезда в Ярославле. Все были несказанно рады, только мы, проводница и начальница поезда находились на грани нервного срыва. В 1 час ночи мы с Димой пошли брать новые билеты на станции Шарья. Успели сделать только 1 билет, т.к за 10 минут до отправления поезда продажа билетов прекращается. Закончились эти хождения в 6 утра в Кирове: Дима и Юля купили два последних билета и немедленно выпили.

Так класть велики нельзя
А так держать можно.
Но мы остановились на таком варианте

Это был очень длинный и запоминающийся день. Ну хотя бы скучать не пришлось.

В следующие два дня мы много пили, фоткались на всех вокзалах и паровозах и пытались мыть окно.

Грязные окна поездов не отмываются ни влажными салфетками, ни спиртом:(

Теперь немного практической информации.

Велики мы взяли те, которые были: не слишком крутые и не слишком новые. Стандартные колёса, тормоза как механические, так и гидравлические. Никаких проблем ни с чем не возникло.

Список снаряжения.

Обязательное личное снаряжение:

- шипованные шины

- велорюкзак от 80 л

- маленький рюкзак на спину — в нём удобно возить пуховку, карты с другими бумажками и прочие необходимые мелочи, которые мало весят, но могут срочно понадобиться. А ещё он греет спину.

- тёмные очки

- термос от 1,5 л

- насадки на обувь с шипами: https://www.sportmaster.ru/catalog/aksessuary/aksessuary_dlya_obuvi/nasadki_na_obuv/

- конденсатник на спальник — реально нужен, можно использовать большой кусок флиса (сразу на несколько человек) или второй лёгкий спальник

- тёплая одежда и обувь для езды и ещё более тёплая для стоянки. Весьма полезна флисовая маска на лицо, только ехать в ней не удобно — загораживает обзор.

Общественное снаряжение:

- топор (рубить лёд)

- пила

- палатки

- шурупы для крепления палатки ко льду (нам не пригодились)

- 2 бензиновые горелки

- экраны для горелок

- бензин (10 л на 5 человек — с большим избытком)

- каны

- рем. набор с запасными камерами и винтиками для велов

- аптечка

Также брали костровой набор, но ни разу им не воспользовались, т. к. не жгли костёр рядом с деревьями. Вообще, костёр делали в основном для тепла, а готовили на горелках для ускорения процесса.

Качество шин действительно очень важно. Даже на новых шинах с тремя рядами шипов при неаккуратной езде будешь часто падать. А старые полустёртые шипы не держат совершенно. Меньше всего падали мы с Таней: я — потому что не оборачивалась и делала резких поворотов, а Таня — потому что пять рядов шипов.

Очень удобно под толстые перчатки/варежки надевать тоненькие флисовые. Я с ними срослась напрочь и не снимала вообще никогда. В них можно делать всё от разжигания костра до поедания сала, сохраняя руки в тепле. При намокании они очень быстро сохнут, а от всякой жирной пищи и вовсе становятся непромокаемыми.

Я брала с собой две пары ботинок. Первая — это берцы с мехом для активной езды днём (покупались в «Сплаве»). Вторая — нормальные тёплые ботинки для стоянки («Спортмастер»). Берцами можно было пользоваться только первые два дня, когда дневная температура не опускалась ниже -12ºС и иногда светило солнышко. Дальше в них стало уже холодновато, хотя один берец мне ещё очень пригодился в последний день похода. Ботинки из Спормастера действительно очень тёплые, но верхние крючки для шнурков с них поотлетали один за другим в первый же день.

Забегая вперёд, скажу, что нам очень повезло с доступом к берегу и наличием дров, так бывает далеко не всегда. Торосы могут быть слишком высокими и широкими, так что переносить через них велик туда-обратно будет не целесообразно, и придётся становиться прямо на льду. Для этого и нужны шурупы в списке снаряжения. А дрова мы в паре мест сожгли все, что нашли:)

Раскладка.

Мясо сушили сами. Планировали есть три раза в день, но т. к. просыпались к обеду, то осталось много лишней еды.

Рекомендации:  

- всё, что требует нарезки, надо резать заранее в тепле, потом это можно будет только рубить топором;

- мороженый сыр отвратителен, лучше его совсем не брать;

- берите больше термосов! Чтобы каны со льдом не прогорали, нужно на дно наливать воды. Воду наливаем в один из термосов на предыдущей стоянке, следовательно, для питья на маршруте остаётся на один термос меньше. А пить хочется, особенно при сильном ветре.

- пластиковые баночки для анализов на морозе трескаются. Мы фасовали в них лимёд, и он протёк, потом весь рюкзак был липкий и вкусно пах.

- шоколадные конфеты, особенно «Марсианка», на морозе становятся очень вкусными и хрустящими:)

По рекомендациям из длительного зимнего похода по полярному Уралу мы взяли какое-то огромное количество сала. Такое огромное, что оно в нас просто не лезло. А перекусы из сала со сгущёнкой надолго врезались в память.

Маршрут

Запланированный: 6 дней/5 ночей

Сахюрта — Ольхонские ворота — о.Огой — о.Замогой — Хужир — бухта Песчаная — м. Арал — м. Хобой — м. Ижимей — м. Ухан — падь Идибе — падь  Халзын - Сахюрта

Запланированный маршрут. Н# - места ночёвок, Н#* - запасные места ночёвок.

Пройденный: 5 дней/4 ночи

Сахюрта — Ольхонские ворота — о.Огой — о.Замогой — Хужир — бухта Песчаная — Узуры — м. Ухан — падь Халзын — Сахюрта

трек

Общее пройденное на велосипеде расстояние: 171 км.

На мысе Арал находится самая большая пещера Байкала, очень хотелось на неё посмотреть, но не смогли туда проехать из-за большого количества снега на льду у северо-западной части острова. Пришлось от бухты Песчаной ехать по дороге через остров до посёлка Узуры.

Падь Халзын предполагалась для ночёвки (Н5, Н6*), но она для этого плохо предназначена.

День 0 — 25 февраля, 257 км (на машине)

Иркутск встретил нас чудесной погодой с ярким солнцем и голубым небом. Подлая замануха с его стороны, как мы поняли потом.

Выгрузка из поезда заняла не более 15 минут при стоянке 30 минут.

На вокзале Иркутска

Встречал нас прекрасный водитель Роман, всем советуем пользоваться его услугами: http://perevozka24.ru/arenda-passazhirskogo-transporta/mikroavtobusy/ts-mikroavtobus-8-mest-238575328. Он помогал нам перетаскивать вещи в машину, с лёгкостью поднимая сразу по два рюкзака, исполнял все наши прихоти, забрал к себе домой сумку с ненужными нам вещами и едой из поезда и совершенно не расстроился, когда мы сломали ему верхний багажник. При этом у него лучшая цена в городе. На самом деле все наши вещи спокойно вмещались и внутрь машины, как мы выяснили на обратном пути. Но почему-то на пути туда нам не удалось правильно организовать пространство, и пришлось класть велы на верхний багажник, в результате чего в нём образовалась трещина.

Загрузка машины

Первым делом мы поехали на ледокол Ангара. Он находится довольно далеко от центра города, поэтому мы не стали оставлять его посещение на последний день в Иркутске. Берите экскурсовода: это не дорого и очень интересно. Экскурсия включает спуск в машинное отделение. Роман в это время ждал нас в машине, не прося никакой дополнительной платы за ожидание.

на ледоколе Ангара
в машинном отделении

Дальнейший путь до Сахюрты в 257 км занял около 4 часов. На выезде из Иркутска останавливались для дозакупки в супермаркете.

В этот день мы ночевали в гостинице. Бронировали её заранее на букинге. Сначала хотели поехать в Куркут, чуть севернее Сахюрты. Там очень привлекательные цены, но почему-то нигде не написано, что зимой туда нет дороги — всё засыпано снегом, и никто не чистит. В самой Сахюрте таких проблем нет, потому что снег сдувает. Узнала я об этом только позвонив хозяину гостиницы. Ну, ничего страшного, сняла бронь в Куркуте и забронировала самый дешёвый вариант в Сахюрте - Гостевой Дом Байкал Люкс Аетерна,  https://www.booking.com/hotel/ru/guesthouse-baykal-lux-aeterna.ru.html?aid=304142;label=gen173nr-1FCAEoggI46AdIM1gEaMIBiAEBmAEKuAEZyAEP2AEB6AEB-AELiAIBqAID;sid=19f02503af47a6f8d5cffdbb2300fbdd. Даже завтраки были включены. Хозяину этого отеля я тоже звонила, и он произвёл весьма положительное впечатление. Но всё изменилось при личном знакомстве с ним. Мы не сразу поняли, что уже подъехали к отелю: это было единственное бетонное здание посреди милых деревянных избушек, причём именно бетонное, безо всякой наружней отделки.  

Гостевой Дом Байкал Люкс Аетерна

Внутри отделки тоже было немного. Стены очень тонкие, поэтому после 23-х часов можно ходить только на цыпочках и разговаривать только шёпотом. Завтрак готовит сам хозяин на кухне. Только оказалось, что в зимний период завтрак не входит в стоимость номера. А информацию на букинге этот человек «забыл» обновить. Пришлось доплатить, т. к. мы на него рассчитывали. Гостям разрешается пользоваться кухней, вроде бесплатно, поэтому лучше иметь свою еду и готовить её. Попытка взять за нашего пятого человека полную стоимость двухместного номера была пресечена. А ещё он возит людей на своей машине до ближайшего мыса Ольхона за большие деньги, и очень активно навязывает эти услуги всем гостям. В общем, иначе как жидом мы его теперь не зовём (в самом плохом смысле этого слова, не имеющем никакого отношения к национальности).  

Вид из окна на пролив Ольхонские ворота

Единственной пользой от него было то, что он познакомил нас с человеком, водящим коммерческие группы по нашему маршруту и только что вернувшимся из очередного похода. Он рассказал нам о состоянии льда и о том, что с этим можно сделать. Было всё в точности так, как он сказал, и его советом мы воспользовались: с северной части острова очень много снега, особенно от Хужира до м. Хобой; с противоположной стороны —  отличный чистый лёд; поперёк острова идёт дорога, по которой можно срезать снежный участок.

День 1 — 26 февраля. Закон  Мёрфи. 27 км

Что хорошо в морозной погоде, так это то, что жидкой воды просто не существует. Нигде, кроме термоса. Но как известно, если может случиться какая-то неприятность, то она обязательно случится. Но обо всём по порядку.

День наш начался с овсянки, что уже не предвещало ничего хорошего. Оказывается, этот жид нас вчера не смог понять, и сделал именно то блюдо, против которого были все. Пустая овсянка на воде без масла и сахара за 250 рублей с человека. Однако эта «оплошность» волновала нас не столь сильно, как отсутствие на завтраке Юли и Антона. Минут через пять мы смогли до них достучаться, на что получили ответ, что они хотят спать и никуда не пойдут. В общем, не буду долго сохранять интригу, выехать нам удалось только к часу дня. На предложение порезать здоровенный шмат сыра на порционные кусочки был получен ответ, ставший уже стандартным: «и так сойдёт!»

Пока ребята дособирали велики, я наблюдала в проливе странную пешую группу: они передвигались отрезками метров по 100, после каждого из которых собирались вместе и подолгу стояли. Только после выхода на лёд нам стала понятна причина такого поведения, и сами мы скорее всего выглядели примерно также. Лёд! Он необыкновенный, и чуть ли не каждый его квадратный сантиметр необыкновенен по-своему! Маленькие прозрачные пузырьки, поднимающиеся столбиками со дна, большие белые пятна разнообразной формы, засевшие в толще льда, старые трещины, покрытые новым слоем льда, и новые трещины на поверхности, вокруг которых образуются потрясающие ажурные узоры... Всего не перечислить. Хочется идти с направленным вниз объективом и без остановки фотографировать это великолепие. Постаралась отобрать лучшие снимки:

Выезд
дно просвечивает сквозь толщу льда
очень маленький одинокий торос
пузырики

И только мы немного свыклись с мыслью, что по всей этой красоте нам нужно всё-таки ехать, как нашему взору открылся полуостров Кобылья голова, традиционно покрытый сокуями. При подготовке похода я насмотрелась фотографий сокуй и думала, что готова к встречи с ними. Но нет, к этому невозможно подготовиться! Когда можно потрогать каждую сосулечку, осмотреть её со всех сторон, забраться на ледяную шапку сверху, а потом подлезть снизу — это ни с чем не сравнимый восторг.

Кобылья голова
Никогда не повторяйте этого!

Этот день был единственным когда мы пользовались солнечными очками. Солнце выглядывало достаточно часто и, отражаясь от сокуй, весьма ощутимо слепило.

После Кобыльей головы есть несколько гротов с ледяными сталактитами и сталагмитами.

Дальше на пути был первый маленький остров Малого моря — остров Хубин. Мы стали объезжать его слева и сделали небольшой привал на его западном берегу. Там мы обнаружили останки птицы, вероятно, убитой камнепадом. А за грудой камней оказалась настоящая пещера! 

Вид со стороны о. Огой

Пока народ спорил, стоит ли туда лезть и не постигнет ли нас участь той птички, я заползла внутрь. После узкого залаза был просторный высокий зал, сплошь покрытый мелкими капельками конденсата. В свете фонарика стены казались золотыми. Ближе ко входу капельки замерзали прозрачными ледяными кристаллами потрясающей красоты. Но, судя по всему, этим стенам и правда ничего не мешает обвалиться в любой момент.

птичку жалко!

К 16 часам доехали до о. Огой и устроили обед с супом, первый и последний раз за эти пять дней. Там не было торосов, поэтому вырубали куски прямо изо льда. 


Продолжение 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened